Mod в математике что это

Mod в математике что это

Два натуральных числа a и b, разность которых кратна натуральному числу m, называются сравнимыми по модулю m: a ≡ b (mod m).

Так, 3 ≡ 1 (mod 2), 7 ≡ 1 (mod 3). Два числа сравнимы по модулю 2, если они оба четны, либо если они оба нечетны. По модулю 1 все целые числа сравнимы между собой.

В том случае, если число n делится на m, то оно сравнимо с нулем по модулю m: n ≡ 0 (mod m).

Свойства сравнений по модулю вытекают из свойств арифметических операций.

Отметим, что обе части сравнения не всегда можно сократить на какой-либо множитель. Так, 6 ≡ 3 (mod 3), но 2 не сравнимо с 1 по этому же модулю.

Простейшим применением сравнений по модулю является определение делимости чисел. Дадим для начала несколько правил.

Признак делимости на 2. Число, делящееся на 2, называется чётным, не делящееся на 2 – нечётным. Число делится на 2 тогда и только тогда, когда его последняя цифра делится на 2.

Признак делимости на 5. Число делится на 5 тогда и только тогда, когда его последняя цифра – 5 или 0.

Признак делимости на 25. Число делится на 25 тогда и только тогда, когда две его последние цифры либо нули, либо образуют число, делящееся на 25.

Признаки делимости на 10, 100, 1000. Число делится на 10 тогда и только тогда, когда его последняя цифра – 0. Число делится на 100 тогда и только тогда, когда две его последние цифры – нули. Число делится на 1000 тогда и только тогда, когда три его последние цифры – нули.

Признак делимости на 4. Число делится на 4 тогда и только тогда, когда две его последние цифры – нули, либо когда двузначное число, образованное двумя его последними цифрами, делится на 4.

Признак делимости на 3. Число делится на 3 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 3.

Признак делимости на 9. Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.

Признак делимости на 11. Число делится на 11 тогда и только тогда, когда сумма его цифр, стоящих на нечётных местах, либо равна сумме цифр, стоящих на чётных местах, либо отличается от неё на число, кратное 11.

Читайте также:  Mysql поменять пароль пользователя

Доказать свойство делимости на 9: число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма всех его цифр делится на 9.

Доказать, что число делится без остатка на 19 тогда и только тогда, когда число его десятков, сложенное с удвоенным числом единиц, кратно 19.

Для любого натурального x верно равенство x = x1 + 10x2, где x1 – число единиц, x2 – число десятков этого числа. Пусть y = x2 + 2x1 (то есть y – число десятков, сложенное с удвоенным числом единиц). Тогда 10y – x = 19x1 ≡ 0 (mod 19), откуда следует, что x ≡ 0 (mod 19) тогда и только тогда, когда 10y ≡ 0 (mod 19), то есть y ≡ 0 (mod 19). Утверждение доказано.

В заключение этого параграфа приведем формулировку малой теоремы Ферма.

Пусть p – простое число, a – натуральное число. Тогда a p – a делится на p: a p ≡ a (mod p).

В частности, если p – простое число, a – натуральное число, взаимно простое с p, то a p – 1 ≡ 1 (mod p).

Запишите состоящее из одних девяток натуральное число, которое делится на 17 без остатка.

Воспользуемся малой теоремой Ферма: a p – 1 ≡ 1 (mod p). Положим a = 10, p = 17. Тогда 10 16 ≡ 1 (mod 17) или 10 16 – 1 ≡ 0 (mod 17). Число 10 16 – 1 состоит из 16 девяток. Это и есть одно из чисел, которые делятся на 17 без остатка.

Чтобы получить остаток от деления n на m, нужно воспользоваться функцией Mod[n,m]. Наименьший возможный остаток в этом случае равен нулю, а наибольший. Как вы думаете, чему равен наибольший возможный остаток? "Конечно, m-1", — возможно, подумали вы. Ну, что же, я, конечно, приветствую ваши глубокие познания в теории чисел, ибо именно так написано во всех классических учебниках по этой дисциплине, если, конечно, именно в этом месте нет какой-либо досадной опечатки. Но должен вас разочаровать: вы не угадали. Зато, надеюсь, вам будет приятно узнать, что возможности функции Mod значительно шире, чем требуется для решения задач из задачников по классической теории чисел. Дело в том, что аргументы этой функции могут быть не только целыми (это предусмотрено классическими учебниками теории чисел), но и вещественными и даже комплексными! А во множестве вещественных чисел, как вы, надеюсь, еще помните, полно сюрпризов. Но сначала давайте рассмотрим простейший случай целых аргументов.

Читайте также:  Linux для начинающих какой выбрать

Ну вот, при делении 7 на 5 остаток равен 2. Просто и понятно, даже в уме можно вычислить. Вот еще один пример.

Тоже в уме, и тоже просто и понятно. Но вот несколько примеров с вещественными числами.

Теперь, надеюсь, вы поняли, что множество значений Mod[n,m] не имеет набольшего элемента. Можно лишь утверждать, что при вещественных m и n 0
А вот вид вблизи.

С ужасом обнаружил, что на пикабу нет статьи про такую прекрасную вещь, как сравнения по модулю и их применение в решении задач на делимость. А тем временем школьники страдают от сложности задачи "Найти, при каких натуральных n выражение n^4 + n^3 + n^2 + 2 делится на 4 без остатка или показать, что таких нет". Вне всяких сомнений особо шустрые школьники решат эту задачу, но сколько на это уйдёт времени? Я же предлагаю использовать метод сравнений по модулю, который в сущности своей довольно прост. В конце мы режим и эту задачу. Кстати, кажется, он может пригодиться даже на ЕГЭ. Итак.

Вспомним несколько простых фактов о делимости в Z. Собственно, иную и не рассматриваем. Поделить a на b (условимся рассматривать только целые числа) означает представить a как

Дубликаты не найдены

Отрицательный остаток может быть. Только называется он недостаток. Порой можно для удобства использовать и такое.

А что Вам непонятно?

А ещё я решил в 4-м примере не ту задачу. Но не суть. Решённая (почти) даже посложнее.

Очень познавательно! А вот нас почему-то ни в школе ни в институте этому никто не учил.

эээээ поясни вот какой момент:

ты хочешь доказать a^n + b^n ≡ 0 (mod a — b), но у тебя доказывается, что

a^n — b^n ≡ 0 (mod a — b)

Это как? Банальный пример. a=5, b=2, n=2, (25+4)%3=29%3=2. А вот (25-4)%(5-2)=0.

Привет" хочу рассказать всем, так вопрос". А почему убрали а, 1 степени, так как большинство случаев, n или к, с лёгкостью делилась так же"; бы на 4, пока..

Читайте также:  Mytoys куда вводить промокод

Они, видимо, говорят про то, что числа (a^n + b^n) и (a^n b^n) разные.
В задаче требуется доказать:

а в вашем доказательстве все сводится к

a^n b^n ≡ 0 (mod a — b)

Ой. Мда. В общем, мой пример показывает, что нужно спать. Там, конечно, нужно доказать для разности.

Поставил плюс, как только прочитал первое предложение :)))

физ-мат фак.сразу вспомнил.

О сообществе

Мы любим науку и популяризируем её! Мы — лига науки Пикабу!

Основные условия публикации

— Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

— Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

— Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

— Видеоматериалы должны иметь описание.

— Названия должны отражать суть исследования.

— Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.

Не принимаются к публикации

Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

— Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

— Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.

— Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

— Попытки использовать сообщество для рекламы.

— Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

— Нарушение правил сайта в целом.

Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector