Makefile linux как запустить

Makefile linux как запустить

Утилита make автоматически определяет, какие части программы должны быть перекомпилированы и вызывает команды для их перекомпиляции. Наиболее часто make используется для компиляции C-программ и содержит особенности, ориентированные именно на такие задачи, но можно использовать make с любым языком программирования. Более того, применение утилиты make не ограничивается программами. Можно использовать еe для автоматизации любой задачи, где некоторые файлы должны автоматически порождаться из других.

Makefile

Прежде чем использовать make, необходимо создать файл, называемый make-файлом, который описывает отношения зависимости между исходными и результирующими файлами и содержит команды для пересборки результирующих файлов. В C++ исполняемый файл зависит от объектных файлов, которые, в свою очередь, зависят от исходных файлов и файлов заголовков.

Для make-файлов зарезервированы имена GNUmakefile, makefile и Makefile, причем поиск идет в указанном порядке. Если необходимо использовать нестандартное имя, то его можно передать явно через опцию -f.

Когда make-файл уже написан, для сборки проекта достаточно выполнить в каталоге, где он находится, команду make.

Простой make-файл состоит из правил (инструкций) следующего вида:

  • ПЕРЕМЕННАЯ — похожа на переменную в sh. Может использоваться для подстановки значения в целях, зависимостях и командах
  • ЦЕЛЬ — обычно имя файла, который надо создать. Примерами целей являются исполняемые или объектные файлы. Цель также может быть именем выполняемого действия, как, например, clean.
  • ЗАВИСИМОСТЬ — это файл, изменение которого требует персборки цели. Часто цель зависит от нескольких файлов.
  • КОМАНДА — это действие, которое выполняет make, например запуск компилятора или удаление временных файлов. Каждая строка правила начинается с символа табуляции. Правило может иметь более чем одну команду — каждую на своей собственной строке. Длинные строки разбиваются на несколько с использованием обратного слэша, за которым следует перевод строки. Знак диез # является началом комментария. Строка с # до конца игнорируется. Комментарии так же могут переноситься на несколько строк с помощью обратного слэша в конце строки.

Запуск make

Квадратные скобки означают необязательность присутствия данной части.

  • Цель — имя цели, которую надо выполнить. По умолчанию — первая цель, описанная в make-файле.
  • Переменная =’abc’ — переопределение переменных. Значения переменных, введенных в командной строке, имеют больший приоритет, чем определения в make-файле.
  • -f file — явное задание имени make-файла
  • -n — имитация действий без реального выполнения, служит для отладки
  • -t — изменение времени модификации цели без реального выполнения
  • -q — проверка на необходимость обновления цели без реального выполнения.

Для автоматической генерации зависимостей от файлов заголовков в языках C и C++ можно использовать команду gcc -M file.c или gcc -MM file.c. Второй вариант отличается тем, что не генерирует зависимости от системных заголовочных файлов.

Правила написания Makefile

  • В качестве ЦЕЛИ или ЗАВИСИМОСТИ может использоваться список файлов через пробел или шаблон в стиле shell.
  • Команды в правилах начинаются со знака табуляции.
  • Порядок правил кроме первого несущественен.
  • По умолчанию главной целью make является первая цель первого правила в первом make-файле. Цель можно явно задать при запуске make.
  • Цель, начинающаяся с точки, не используется как цель по умолчанию, если она не содержит один или более символов / т.е. определяет путь к файлу; кроме того, по умолчанию не используются цели, определяющие шаблонные правила.
  • Шаблоны интерпретируются в момент выполнения правила, при присваивании переменным интерпретация шаблона не происходит.
Читайте также:  Lenovo vibe p1m 4pda

Автоматические переменные

В КОМАНДАХ можно использовать автоматические переменные. Эти переменные заново вычисляются для каждого выполняемого правила на основе цели и зависимостей правила.

Автоматическая переменная Назначение
$@ Имя файла цели правила. В шаблонном правиле с несколькими целями,имя той цели, которая вызвала выполнение команд правила.
$ make clean

Для сокращения записи можно использовать переменные и действия по умолчанию (неявные правила)

Переменная objects позволила использовать единожды написанный список объектных файлов, а для объектных файлов в make встроено неявное правило по умолчанию

Специальная цель .PHONY является встроенной в make и определяет свои зависимости как цели-имена, которым нет соответствия в виде файлов. Если данное правило пропустить, то создание в текущем каталоге файла с именем clean заблокирует выполнение make clean. Использование правил по умолчанию позволяет изменить стиль записей зависимостей:

21.2. Сборочная утилита make

Если вы уже собирали прикладную программу из исходных кодов, то обратили внимание на стандартную последовательность команд: make; make install .

Без утилиты make не обходится создание ни одного серьезного проекта. Эта утилита управляет сборкой большого проекта, состоящего из десятков и сотен файлов. Программа make может работать не только с компилятором gcc, но и с любым компилятором для любого языка программирования, способным запускаться из командной строки.

Директивы утилиты make служат для определения зависимостей между файлами проекта и находятся в файле по имени Makefile, расположенном в каталоге сборки.

Разберемся, как пишутся make-файлы. Общий формат make-файла выглядит так:

Цель — это метка для некоторой последовательности команд (например, install) или результирующий файл, который нужно «построить» — скомпилировать или скомпоновать.

Цели должны отделяться друг от друга хотя бы одной пустой строкой. Список необходимых файлов — это перечень файлов или других целей, которые нужны для достижения данной цели; он может быть и пустым.

Последовательность команд — это команды, которые нужно выполнить для достижения цели. Последовательность команд должна отделяться от начала строки символом табуляции, иначе вы получите ошибку «missing separator» (нет разделителя).

Make-файл может содержать комментарии — они начинаются символом #.

В make-файлах вы можете использовать макроопределения:

MODFLAGS:= -O3 -Wall -DLINUX -I$(PATH)

$(CC) $(MODFLAGS) -c proga.c

Чтобы обратиться к макроопределению в команде или в другом макроопределении, нужно использовать конструкцию $(имя). Макроопределение может включать в себя другое, ранее определенное, макроопределение.

Читайте также:  Pmb sony для windows 10 на русском

Формат запуска утилиты make:

make [-f файл] [ключи] [цель]

Ключ -f указывает файл инструкций, который нужно использовать вместо Makefile. Если этот ключ не указан, то make ищет в текущем каталоге файл Makefile и начинает собирать указанную цель. Если цель не указана, то выполняется первая встреченная в make-файле. Сборка выполняется рекурсивно: make сначала выполняет все цели, от которых зависит текущая цель. Если зависимость представляет собой файл, то make сравнивает его время последней модификации со временем целевого файла: если целевой файл старше или отсутствует, то будет выполнена указанная последовательность команд. Если целевой файл моложе, то текущая цель считается достигнутой.

Если нужно избежать пересборки какого-то из файлов проекта, то можно искусственно «омолодить» его командой touch, которая присвоит ему в качестве времени последней модификации текущее время. Если нужно, наоборот, принудительно пересобрать цель, то следует «омолодить» один из файлов, от которых она зависит.

Работа программы make заканчивается, когда достигнута цель, указанная в командной строке. Обычно это цель all, собирающая все результирующие файлы проекта. Другими распространенными целями являются install (установить собранную программу) и clean (удалить ненужные файлы, созданные в процессе сборки).

В листинге 21.2 представлен make-файл, собирающий небольшой проект из двух программ client и server, каждая из которых компилируется из одного файла исходного кода.

Листинг 21.2. Примерный make-файл

all: client server

$(CC) client.с -о client

$(CC) server.с -о server

Обычно при вызове утилиты make не нужно задавать никаких ключей. Но иногда использование ключей бывает очень кстати (таблица 21.1).

Ключи команды make Таблица 21.1

Не очень строгий перевод материала mrbook.org/tutorials/make Мне в свое время очень не хватило подобной методички для понимания базовых вещей о make. Думаю, будет хоть кому-нибудь интересно. Хотя эта технология и отмирает, но все равно используется в очень многих проектах. Кармы на хаб «Переводы» не хватило, как только появится возможность — добавлю и туда. Добавил в Переводы. Если есть ошибки в оформлении, то прошу указать на них. Буду исправлять.

Статья будет интересная прежде всего изучающим программирование на C/C++ в UNIX-подобных системах от самых корней, без использования IDE.

Компилировать проект ручками — занятие весьма утомительное, особенно когда исходных файлов становится больше одного, и для каждого из них надо каждый раз набивать команды компиляции и линковки. Но не все так плохо. Сейчас мы будем учиться создавать и использовать Мейкфайлы. Makefile — это набор инструкций для программы make, которая помогает собирать программный проект буквально в одно касание.

Для практики понадобится создать микроскопический проект а-ля Hello World из четырех файлов в одном каталоге:

Все скопом можно скачать отсюда
Автор использовал язык C++, знать который совсем не обязательно, и компилятор g++ из gcc. Любой другой компилятор скорее всего тоже подойдет. Файлы слегка подправлены, чтобы собирались gcc 4.7.1

Читайте также:  Wasteland 2 системные требования
Программа make

Если запустить
make
то программа попытается найти файл с именем по умолчание Makefile в текущем каталоге и выполнить инструкции из него. Если в текущем каталоге есть несколько мейкфайлов, то можно указать на нужный вот таким образом:
make -f MyMakefile
Есть еще множество других параметров, нам пока не нужных. О них можно узнать в ман-странице.

Процесс сборки

Компилятор берет файлы с исходным кодом и получает из них объектные файлы. Затем линковщик берет объектные файлы и получает из них исполняемый файл. Сборка = компиляция + линковка.

Компиляция руками

Самый простой способ собрать программу:
g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Каждый раз набирать такое неудобно, поэтому будем автоматизировать.

Самый простой Мейкфайл

В нем должны быть такие части:

Для нашего примера мейкфайл будет выглядеть так:

Обратите внимание, что строка с командой должна начинаться с табуляции! Сохраните это под именем Makefile-1 в каталоге с проектом и запустите сборку командой make -f Makefile-1
В первом примере цель называется all . Это цель по умолчанию для мейкфайла, которая будет выполняться, если никакая другая цель не указана явно. Также у этой цели в этом примере нет никаких зависимостей, так что make сразу приступает к выполнению нужной команды. А команда в свою очередь запускает компилятор.

Использование зависимостей

Использовать несколько целей в одном мейкфайле полезно для больших проектов. Это связано с тем, что при изменении одного файла не понадобится пересобирать весь проект, а можно будет обойтись пересборкой только измененной части. Пример:

Это надо сохранить под именем Makefile-2 все в том же каталоге

Теперь у цели all есть только зависимость, но нет команды. В этом случае make при вызове последовательно выполнит все указанные в файле зависимости этой цели.
Еще добавилась новая цель clean . Она традиционно используется для быстрой очистки всех результатов сборки проекта. Очистка запускается так: make -f Makefile-2 clean

Использование переменных и комментариев

Переменные широко используются в мейкфайлах. Например, это удобный способ учесть возможность того, что проект будут собирать другим компилятором или с другими опциями.

Это Makefile-3
Переменные — очень удобная штука. Для их использования надо просто присвоить им значение до момента их использования. После этого можно подставлять их значение в нужное место вот таким способом: $(VAR)

Что делать дальше

После этого краткого инструктажа уже можно пробовать создавать простые мейкфайлы самостоятельно. Дальше надо читать серьезные учебники и руководства. Как финальный аккорд можно попробовать самостоятельно разобрать и осознать такой универсальный мейкфайл, который можно в два касания адаптировать под практически любой проект:

Ссылка на основную публикацию
M3u8 чем открыть на андроид
вкл. 13 Август 2018 . Опубликовано в Менеджеры закачек M3U8 Loader - Программа скачает видео в несколько потоков. Для того...
Jquery как удалить элемент
С jQuery легко удалить существующие элементы HTML. Удалите Элементы/Контент Чтобы удалить элементы и контент, существует два основных метода jQuery: remove()...
Jquery последний элемент массива
Предположим, что у вас есть массив, подобный этому: Как получить последний элемент в массиве? В данном случае массив состоит из...
M2040dn печатает белые листы
Сделаем качество печати Kyocera как по заводу В блоге я уже неоднократно говорил о своей любви к печатным аппаратам японской...
Adblock detector