Без мерной линейки или измерение голыми руками

Без мерной линейки или измерение голыми руками

Речь в данной статье идет о том, что человек в своей жизни может измерить любые длины и расстояния, не пользуясь измерительными приборами.

Скачать:

Вложение Размер
Речь в данной статье идет о том, что человек в своей жизни может измерить любые длины и расстояния, не пользуясь измерительными 20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Без мерной линейки или измерение голыми руками

ГБОУ гимназия №406, 5 «г» класс

Бобровская Светлана Ивановна

На сегодняшний день нет ни одной профессии и даже школьного предмета, где ничего не нужно измерять с помощью приборов или на глазок, то есть без приборов.

Ну, конечно же, у нас всех дома есть измерительные приборы. Это часы, по которым узнают, когда надо идти в школу и когда начнется любимая передача по телевизору; термометр, на который обязательно каждый бросит взгляд, выходя на улицу; счетчик электроэнергии и многое другое.

Была ли когда-нибудь у вас такая ситуация: надо что-то измерить, а линейки, рулетки и прочих измерительных инструментов в пределах досягаемости нет?

Если у вас под рукой нет абсолютно ничего, у вас есть как минимум руки и ноги.

И, хотя все мы с вами разные, в среднем некоторые части тела у всех нас достаточно близки по размерам.

Например, была такая ситуация: покупали телевизор. Папа знал габариты багажника машины (длина, высота, глубина), а размеры коробки он измерил при помощи своей руки, а точнее, расстоянием расставленных большого и указательного пальцев, т.е. пядью.

Чем не актуальна эта тема, если без каких-либо инструментов, можно измерить высоту коробки, столба, пирамиды, дерева, и т.д.

Проблема: можно ли измерить предметы без стандартных приборов измерения.

Цель: обосновать важность измерения разных величин без измерительных приборов.

• проанализировать литературу о старинных мерах длины

• сравнить и обобщить необходимость применения нестандартных мер измерения.

• провести анкетирование одноклассников

• выявить наличие или отсутствие интереса к моему проекту

Гипотеза : предположим, что необходимо что-то измерить, а под рукой нет ничего. Человек в своей жизни может измерить любые длины и расстояния, не пользуясь измерительными приборами.

Первые единицы измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. Конечно, у разных людей величина шага разная, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Поэтому в Древнем Риме для таких измерений служила миля (это путь в 1000 двойных шагов, и правой, и левой ногой).

А еще большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения. В рассказе Джека Лондона «Белое безмолвие» индеец, на вопрос о том, сколько еще осталось проехать, отвечает: « Едешь 10 снов, 20 снов, 40 снов », т.е. суток. Эстонские моряки мерили расстояние трубками . Так назывался у них путь, пройденный кораблем при нормальной скорости за время, пока курится набитая табаком трубка. В Испании такой же мерой расстояния служила сигара , а в Японии – лошадиный башмак . Так называли путь, проходимый лошадью, пока износится привязанная к ее ногам соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.

Одной из самых распространенных единиц длины был локоть , т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца.

Читайте также:  Ip54 степень защиты расшифровка по гост

Но локти у разных людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе правивший им царь издавал указ, каким локтем должны пользоваться все его подданные. А когда маленькие царства сливались в одно большое государство, то уже из столицы поступали соответствующие указания.

Мерная линейка не всегда окажется под руками, и полезно уметь обходиться как-нибудь без нее. Мерить длинные или короткие расстояния проще всего шагами. Для этого нужно знать длину своего шага. Конечно, шаги не всегда одинаковы, но все же мы можем знать их среднюю длину. Для этого надо измерить длину многих шагов вместе и вычислить отсюда длину одного. Другое старинное правило относится к скорости ходьбы: человек проходит в час столько километров, сколько делает шагов в 3 сек.

В теории все понятно, а на практике был такой эксперимент: измерить длину машины. Измерив длину шага при помощи рулетки. Он равен 70 см. Длина машины по техническому паспорту = 431 см. По измерениям, длина машины равна 6 шагов, т.е. 420 см. Погрешность, есть.

Измерение ладонью, точнее ширина кисти руки

В Древней Руси ладонью измеряли небольшие предметы, а в английских повестях нередко можно встретить описание того, как крестьянин или любитель лошадей определяли высоту лошади числом ладоней. Зная размеры своего письменного стола, измерив его своими ладонями и пядью. Получилось:

длина стола = 200 см.

длина стола = 12 пядей * 16 см = 192 см;

длина стола = 24 ладони * 9 см = 216см

Также измерим дверь в своей комнате:

высота дверной коробки = 25 ладоней ил 13 пядей

высота дверной коробки (данные из магазина) = 210 см

Эти эксперименты заинтересуют каждого и можно измерять всё вокруг! Начиная от одноклассников и заканчивая бутербродом!

бутерброд = 6 монет по 10 рублей.

ИЗМЕРИТЬ – значит найти с помощью специальных технических устройств значение некоторой физической величины. При этом её сравнивают с одноимённой величиной, принятой за единицу.

Измерение – это одно из важнейших дел в современной жизни. Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. В России долгое время существовало множество различных саженей, ладонь, и т. д. Современная же единица – это мм, см, дм, метр, и т.д.

«Что значит измерить?» коротко можно ответить так «Измерить – значит сравнить с эталоном». В повседневной жизни измерительный эталон должен быть всегда доступен. Для ученика эталоном может послужить учебник, а так же «живой масштаб», это, например, ширина ногтя, или длина указательного пальца. Можно заметить, что «живой масштаб» более приемлем.

← Глава 7 Живая математика — Глава 8
автор Яков Исидорович Перельман (1882-1942)
Глава 9 →
Опубл.: 1934. Источник: Я. И. Перельман Живая математика . — М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука», 1967. — 160 с
  • Википедия Живая математика

69. Измерение пути шагами. Мерная линейка или лента не всегда оказывается под руками, и полезно уметь обходиться как-нибудь без них, производя хотя бы приблизительные измерения.

Мерить более или менее длинные расстояния, например во время экскурсий, проще всего шагами. Для этого нужно знать длину своего шага и уметь шаги считать. Конечно, они не всегда одинаковы: мы можем делать мелкие шаги, можем при желании шагать и широко. Но всё же при обычной ходьбе мы делаем шаги приблизительно одной длины, и если знать среднюю их длину, то можно без большой ошибки измерять расстояния шагами.

Читайте также:  Zalman zm700 gvm 700w обзор

Чтобы узнать длину своего среднего шага, надо измерить длину многих шагов вместе и вычислить отсюда длину одного. При этом, разумеется, нельзя уже обойтись без мерной ленты или шнура.

Вытяните ленту на ровном месте и отмерьте расстояние в 20 м. Прочертите эту линию на земле и уберите ленту. Теперь пройдите по линии обычным шагом и сосчитайте число сделанных шагов. Возможно, что шаг не уложится целое число раз на отмеренной длине. Тогда, если остаток короче половины длины шага, его можно просто откинуть; если же длиннее полушага, остаток считают за целый шаг. Разделив общую длину 20 м на число шагов, получим среднюю длину одного шага. Это число надо запомнить, чтобы, когда придётся, пользоваться им для промеров.

Чтобы при счёте шагов не сбиться, можно — особенно на длинных расстояниях — вести счёт следующим образом. Считают шаги только до 10; досчитав до этого числа, загибают один палец левой руки. Когда все пальцы левой руки загнуты, т. е. пройдено 50 шагов, загибают один палец на правой руке. Так можно вести счёт до 250, после чего начинают сызнова, запоминая, сколько раз были загнуты все пальцы правой руки. Если, например, пройдя некоторое расстояние, вы загнули все пальцы правой руки два раза и к концу пути у вас окажутся загнутыми на правой руке 3 пальца, а на левой 4, то вами сделано было шагов

2 × 250 + 3 × 50 + 4 × 10 = 690.

Сюда нужно прибавить ещё те несколько шагов, которые сделаны после того, как был загнут в последний раз палец левой руки.

Отметим попутно следующее старое правило: длина среднего шага взрослого человека равна половине расстояния его глаз от ступней.

Другое старинное практическое правило относится к скорости ходьбы: человек проходит в час столько километров, сколько шагов делает он в 3 сек. Легко показать, что правило это верно лишь для определённой длины шага и притом для довольно большого шага. В самом деле: пусть длина шага x м, а число шагов в 3 сек. равно n. Тогда в 3 сек. пешеход делает nx м, а в час (3600 сек.) — 1200 nx м, или 1,2 nx км. Чтобы путь этот равнялся числу шагов, делаемых в 3 сек., должно существовать равенство: 1,2nx=n или 1,2х=1, откуда

Если верно предыдущее правило о зависимости длины шага от роста человека, то второе правило, сейчас рассматриваемое, оправдывается только для людей среднего роста — около 175 см.

70. Живой масштаб. Для обмера предметов средней величины, не имея под рукой метровой линейки или ленты, можно поступать так. Надо натянуть веревочку или палку от конца протянутой в сторону руки до противоположного плеча — это и есть у взрослого мужчины приблизительная длина метра. Другой способ получить примерную длину метра состоит в том, чтобы отложить по прямой линии 6 «четвертей», т. е. 6 расстояний между концами большого и указательного пальцев, расставленных как можно шире (рис. 62, а).

Читайте также:  Акции ozon кодовое слово

Последнее указание вводит нас в искусство мерить «голыми руками»: для этого необходимо лишь предварительно измерить кисть своей руки и твёрдо запомнить результаты промеров.

Рис. 62. Что надо измерить на своей руке, чтобы обходиться потом без мерной ленты.

Что же надо измерить в кисти своей руки? Прежде всего ширину ладони, как показано на нашем рис. 62,б. У взрослого человека она равна примерно 10 см; у вас она, быть может, меньше, и вы должны знать на сколько именно меньше. Затем нужно измерить, как велико у нас расстояние между концами среднего и указательного пальцев, раздвинутых возможно шире (рис. 62,в). Далее, полезно знать длину своего указательного пальца, считая от основания большого пальца, как указано на рис. 62, г. И, наконец, измерьте расстояние концов большого пальца и мизинца, когда они широко расставлены, как на рис. 62, д.

Пользуясь этим «живым масштабом», вы можете производить приблизительные измерения мелких предметов.

71. Измерение при помощи монет. Хорошую службу также могут сослужить наши медные (бронзовые) монеты современной чеканки. Не многим известно, что поперечник копеечной монеты в точности равен 1½ см, а пятака — 2½ см, так что положенные рядом обе монеты дают 4 см (рис. 63). Значит, если у вас имеется при себе несколько медных монет, то вы сможете довольно точно наметить следующие длины:

Копейка 1½ см.
Пятак 2½ см.
Две копеечные монеты 3 см.
Пятак и копейка 4 см.
Два пятака 5 см.
и т. д.

Рис. 63. Пятак и копейка, положенные рядом, составляют 4 см. Рис. 64. Трехкопеечная и двухкопеечиая монеты, положенные рядом, составляют 4 см.

Отняв от ширины пятака ширину копеечной монеты, получите ровно 1 см.

Если пятака и копейки при вас не окажется, а будут только 2-копеечная и 3-копеечная монеты, то и они могут до известной степени выручить вас, если запомните твёрдо, что положенные рядом обе монеты дают 4 см (рис. 64). Согнув 4-сантиметровую бумажную полоску пополам и затем еще раз пополам, получите масштаб из 4 см [1] ).

Вы видите, что при известной подготовке и находчивости вы и без мерной линейки можете производить годные для практики измерения.

К этому полезно будет прибавить ещё, что наши медные (бронзовые) монеты могут служить при необходимости не только масштабом, но и удобным разновесом для отвешивания грузов. Новые, не потёртые медные монеты современной чеканки весят столько граммов, сколько обозначено на них копеек: копеечная монета — 1 г, 2-копеечная — 2 г и т. д. Вес монет, бывших в употреблении, незначительно отступает от этих норм. Так как в обиходе часто не бывает под рукой именно мелких разновесок в 1-10 г, то знание только что указанных соотношений может весьма пригодиться.

Учебный год: 2008 / 2009

Материалы работы: 571317.zip * (733,1 кБ)

Описание работы:

В данной научно-исследовательской работе описаны исторические сведения появление единиц измерения (ярд, фут, малая и большая пядь, ладонь, локоть, аршин, сажень, верста, миля, дюйм и так далее), рассмотрены такие способы измерения, как "живой масштаб", измерение пути шагами, при помощи пальца, спички, денежных купюр и других подручных средств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector